Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 570 о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС за счет средств, сэкономленных по смете Братского гидроузла, было принято 8 июня 1962 г., т.е. почти за 4 года до утверждения проектного задания. В августе того же года в составе Братскгэсстроя, было создано Управление строительства Усть-Илимской ГЭС (УС УИ-ГЭС), которое в первую очередь должно было обеспечить транспортную (по автодороге и по Ангаре) и телефонную связь строительной площадки с Братском, электроснабжение и строительство на ней пионерного поселка с необходимой производственной базой. Первые грузы и строительная техника на створ будущего гидроузла пошли по зимнику, пробитому в 1962/63 г. через труднопроходимую тайгу вдоль трассы будущей автодороги. Строительство автодороги по левому берегу Ангары длиной 250 км от Братска до Усть-Илимска было начато в 1963 г. Сквозное движение по ней было открыто в июне 1966 г.

В результате выполненных Братскгэсстроем минимальных объемов дноуглубительных работ и расчисток на перекатах и шиверах несудоходный ранее участок Ангары от Братска до Усть-Илимска протяженностью около 300 км в 1963 г. был открыт для судоходства.

Зимняя дорога (зимник) к Усть-Илимской ГЭС (1963 г.)

Зимняя дорога (зимник) к Усть-Илимской ГЭС (1963 г.)

С 1963 г. вдоль автодороги была начата прокладка двухцепной ВЛ 220 кВ протяженностью 259 км. Первая ее цепь была введена в 1966 г. к началу строительно-монтажных работ по основным сооружениям гидроузла в котловане первой очереди, а вторая - в октябре 1970 г.

В 1972 г. введена в эксплуатацию железная дорога протяженностью 215 км, которая строилась Минтрансстроем по правому берегу Илима от ст. Хребтовая на железнодорожной линии Тайшет-Братск-Усть-Кут. В 1973 г., т.е. за год до пуска первых агрегатов на Усть-Илимской ГЭС, она была принята МПС в постоянную эксплуатацию.

Срок пуска первых агрегатов в проектном задании был намечен в 1972 г. Однако при составлении пятилетнего плана гидроэнергетического строительства на 9-ю пятилетку (1971-1975 гг.) по условиям финансирования строительства и уточнения уровней электропотребления народного хозяйства пуск первых агрегатов на Усть-Илимской ГЭС был перенесен Госпланом СССР на 1974 г.

Общая продолжительность строительства гидроузла до ввода первых трех агрегатов в конце 1974 г. складывалась из пяти лет подготовительных (1963-1967 гг.) и семи лет основных (1968-1974 гг.) работ.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая