Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом

Гидроэнергетическое строительство в России и за рубежом.
Уроки прошлого, проблемы настоящего.

Люди работали в чрезвычайно сложных условиях, более суровых, чем в Братске. В один из рядовых дней строителей, а их были сотни, температура - минус сорок пять! Завернуло - дышать трудно. Морозный воздух обжигает легкие. Но работа не прекращается!

9 сентября 1966 г. в головной части дамбы был опущен в воду первый ряж продольной перемычки, а 21 января 1967 г. ее отсыпка была уже полностью закончена. Длина банкета перемычки составила 325 м. Затем началось возведение верховой перемычки длиной в 240 м. Ее вели с двух сторон. Десятки мощных самосвалов, накатываясь на край отсыпки, обрушивали в Ангару все новые и новые кубометры породы и тяжелых диабазовых глыб. В сдавливаемом проране бушевал неукрощенный поток. Лавина воды, мощно вспениваясь, клокотала в узкой горловине. Над прораном висело густое облако морозного пара.

Руководители Братскгэсстроя неотлучно находятся на стройплощадке. Здесь бывают почти все начальники отделов и служб. Они оказывают деловую помощь. Регулярно выходят "молнии", освещающие ход перекрытия и опыт передовиков. Сотни агитаторов словом и делом воодушевляют строителей на самоот-верженный труд. Наступил решающий день - 13 февраля. Точнее, это был не день, а ночь. Штурм Ангары усть-илимцы начали в 0 ч 15 мин. В последнем натиске участвовало 78 автомобилей. К этому времени оставалось засыпать проран шириной 31,4 м. Ночные часы смешались в дыму и грохоте. Рев моторов, скрежет скальника, бульканье воды. Десятки прожекторов резали, рвали в клочья дымящуюся морозным паром ангарскую полынью у прорана. На высоких столбах над ряжами в лучах прожекторов сверкали пламенные слова лозунга: "Перекрытие - наш первый рапорт 50-летию Великого Октября!"

Общий подъем настолько увлек людей, что они забыли о времени. Многие водители и экскаваторщики отказались от смены. Все работали с предельным напряжением сил. Самосвалы ходили с предельно допустимой скоростью. "Отбивая" их натиск, вращались стрелы экскаваторов, натужно, с завыванием гудели дизели. В разгар работ вдруг смолк грохот "Уральца" на острове. Отказал трансформатор. Ликвидировать аварию взялась бригада механизаторов. Объем работ оказался большим, но люди, "сжимая" время, справились с ним всего за 4 ч.

К девяти утра всего 14 м прорана разделяли отряды строителей, наступавших на Ангару. Даже приехавшие сюда на рассвете инженеры были удивлены: настолько дружным и результативным оказался ночной натиск. Оставался последний бросок. В эти часы перепад уровней в проране достиг максимума - 2 м 20 см. Скорость течения составляла почти 5 м/с. Застрекотали камеры кинохроники. Кинооператоры торопились заснять торжественный момент. Вскоре вся страна увидела эти волнующие кадры.

Самосвал, еще один, третий... Вода уже не рвется сплошным потоком. Она бессильно накатывается на показавшиеся над поверхностью грани диабазовых глыб. Теперь через протоку можно было пройти, и опьяненные победой люди, прыгая с камня на камень, бросились навстречу друг другу. В одиннадцать с ми-нутами вода в проране была остановлена. На последнем сброшенном негабарите было написано: "Покорим Ангару и другие речки!". Громкое, ликующее "Ура!" разорвало морозный воздух.

Руководство и общественные организации Братскгэсстроя сердечно поздравили строителей Усть-Илимской ГЭС с большим трудовым достижением - успешным завершением перекрытия левобережного прорана котлована первой очереди.

Вот она - в цифрах - поистине огромная работа, которую проделали строители. Только в дамбу от о. Лосенок было уложено свыше 35 тыс. м3 скальника. Почти 20 тыс. м3 приняли в себя банкеты верховой и продольной перемычек, а в девять ряжей было засыпано еще почти 10 тыс. м3 гравмассы. В общей сложности в бечевники, перемычки и дамбы котлована, а также насыпи подъездных путей заложено около 0,25 млн м3 земельно-скальных пород. Но это было только начало. Впереди предстояли грандиозные работы по сооруже-нию котлована первой очереди, откачать воду, из которого строители намеревались к сентябрю 1967 г.

Ледоход на Ангаре в створе Толстого мыса начался в ночь на 28 апреля. Вначале все шло нормально, никаких тревожных симптомов не обнаруживалось. Лед в сужении правой протоки шел дробленный, сплошной массой, полей не было. Погода стояла великолепная. Солнце казалось по-весеннему теплым, небо чистое, светло-голубое, словно умытое.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая