Дети войны. Воспоминания.

О военном детстве и детях войны

Перминов Э.М., Почётный энергетик Минэнерго России, Заслуженный работник ОАО «РАО ЕЭС России», Ветеран энергетики, Член Совета ветеранов войны и труда Минэнерго, Почётный профессор НИУ МЭИ, член организации «Дети войны».

Приближается 76 годовщина исторической Победы СССР, советского народа в Великой Отечественной войне (ВОВ), закончившейся поражением и полной безоговорочной капитуляцией фашистской Германии, её союзников и сателлитов, практически объединённой Гитлером Европы. Некоторые, связанные с этими событиями мысли и воспоминания попытался изложить, исходя из своего опыта и понимания.

С годами становится все меньше живых свидетелей и участников тех событий, поэтому историческая связь между поколениями разрывается. Раньше детально о событиях войны можно было и не говорить – историческая память живущих поколений и непосредственных участников держала в уме эти события как фундаментальные и незыблемые. Сейчас необходимо не просто произносить полные патетики и эмоций общие слова, но и нужно конкретно называть те события и тех людей, о которых в силу разных причин уже стали забывать. Сегодня уже практически не осталось героев штурма Рейхстага, водрузивших Знамя Победы и участников Исторического Парада на Красной площади 7 ноября 1941 г., всё меньше становится участников Сталинградской Эпопеи, защитников Героического Ленинграда и Севастополя, взятия Кенигсберга, Будапешта, Вены, Берлина и Праги. Уже самым молодым ветеранам Великой Отечественной войны больше 75 лет. Такое же положение с работниками военного производства, категорией тружеников тыла.

Труженики тыла. Это одна из самых распространенных категорий. В нее входят граждане, работавшие в тылу с 22.06.1941 г. до 9.05.1945 г. включительно. Но в перечне не учитывается время работы на территориях, которые в этот период были оккупированы временно. К труженикам тыла относятся также и граждане, получившие медали или ордена за свой труд во время ВОВ

В последние годы ведётся активный разговор об ещё одной категории граждан, переживших эту самую страшную в истории человечества войну – «Детях войны». В некоторых регионах России «дети войны» - это граждане РФ и бывшего СССР, родившиеся с 23.06.1923 г. по 1945 гг. включительно. В Государственной Думе при подготовке «Закона о «Детях войны «предложили относить к этой категории граждан 1928 – 1945 гг. рождения.

Как известно Великая Отечественная война унесла более 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 8,6 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но не известно - сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Война искалечила многие тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство.

Категория этих людей особая. Они не принимали участие в ВОВ, но оказались в списках пострадавших от войны. Будучи в то время детьми, не могли принимать участие в боевых действиях, трудиться на производстве они не могли и не должны были. Но, несмотря на свой возраст, они испытали все тяготы войны на себе в полной мере. Одни испытали голод и другие лишения, были ранены, другие попали в концлагеря.

Дети Сталинграда во время бомбардировки и в перерывах между ними

Дети Сталинграда во время бомбардировки и в перерывах между ними

Дети Сталинграда во время бомбардировки и в перерывах между ними

Их то, за что? Не коммунисты?

Их то, за что? Не коммунисты?

Но, что особенно важно, и в первую очередь для нашей страны, что «Дети войны» активно участвовали во «взрослой производственной деятельности и в вооружённой борьбе с оккупантами и как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и детских, хоть и слабых сил.

На сборке автоматов

На сборке автоматов

Тысячи мальчишек и девчонок в годы Великой Отечественной шли в военкоматы, прибавляли себе годы и уходили защищать Родину, многие погибали за нее. Дети войны и в тылу зачастую терпели от войны не меньше, чем бойцы на фронте. Война их лишила детства, принесла страдания, голод, смерть, раньше сделала ребятишек взрослыми, воспитав в них не детскую силу духа, смелость, способность к самопожертвованию, к подвигу во имя Родины, во имя Победы. Многие дети воевали наравне с взрослыми и в действующей армии, и в партизанских отрядах.. С первых дней оккупации мальчишки и девчонки начинали действовать даже на свой страх и риск, который был смертельным. Ребята собирали оставшиеся от боёв винтовки, патроны, пулемёты, гранаты, а затем передавали это партизанам. Таких ребят по данным советских источников, во время Великой Отечественной войны были десятки тысяч. Я помню со школы имена некоторых из них: Лени Голикова, Вали Котика, Володи Дубинина, Лизы Чайкиной. Многие из них так воевали, что заслужили боевые ордена и медали и даже стали Героями Советского Союза. Конечно, на нас огромное впечатление производили «краснодонские молодогвардейцы», о которых мы узнали из книги А. Фадеева «Молодая гвардия» или ребята из книг про «Васька Трубачёва». Мы даже несколько лет играли в молодогвардейцев, споря о том, кто будет Серёжка Тюленин, кто Олег Кошевой, а - кто Ульяна Громова, а кто - Любовь Шевцова.

Многие школьники, вели разведку, были связными в партизанских отрядах. Спасали раненных красноармейцев, помогали устраивать подпольщикам побеги наших военнопленных из немецких концлагерей. Поджигали немецкие склады с продовольствием, техникой, обмундированием, фуражом, взрывали железнодорожные вагоны и паровозы. На "детском фронте" воевали как мальчики, так и девочки. Особенно массовым их участие было в Белоруссии.
В партизанских частях и подразделениях на фронте вместе с бойцами Красной Армии воевало много подростков 13-15 лет.

Встречают освободителей Гвардеец

Встречают освободителей Гвардеец

Гвардеец

Гвардеец

Воюющая страна в меру сил и возможностей, испытывая огромное напряжение сил, пыталась спасать, помогать и воспитывать детей, оставшихся без или лишившихся своих родителей, оказавшихся в разрушенных домах и населённых пунктах. По всей стране за пределами фронта создавались детские дома, принимались меры по получению образования и специальности. Многие тысячи бывших детдомовцев вошли в напряжённую трудовую жизнь победившей страны и много сделали для её будущего. Так было и с ленинградскими ребятами из детдома в моём родном селе Кировской области.

Мне иногда приходится вспоминать то трудное и суровое военное время и в подробностях рассказывать близким и родным людям о тех уже далёких годах, о не простом детстве и юности - как это было. Родился я в деревне Верхние Баталины Вторыгинского сельского совета Макарьевского района (теперь это Котельнический район) Кировской области 20 июля 1938 года. Но. жили во время войны мы у родственников в старинном селе Курино в 3 км от деревни в которой родился и которому недавно стало более 500 лет. Во время войны это был глубокий тыл и 30 км до железной дороги. Немцы бомбили Горький, до - нас это более 500 км, войну запомнил, многое тоже пришлось испытать. Отец, Перминов Максим Ильич бывший моряк Тихоокеанского флота был призван по мобилизации 3 июля 1941 г. и снова отправился во Владивосток. В августе 1942 г. оказался под Москвой, воевал под Ржевом, брал Смоленск, был демобилизован инвалидом 2 группы в феврале 1944 г. после трёх тяжелых ранений и двух контузий. Награждён Орденом Славы 3 Степени, Орденом, Красной Звезды, двумя Орденами Отечественной войны, тремя боевыми и трудовыми медалями и множеством юбилейных наград. Мама, воспитывая нас с младшими сёстрами, всю войну работала учителем начальных классов в сельской школе, выполняя кроме основной работы в школе большую политико – воспитательную работу в окружающих населённых пунктах, что делать тогда было совсем не просто.

В памяти запечатлелись некоторые довоенные факты: магазин, игрушки. Помню коня из папье – маше, подаренного мне и проводы отца на войну, плачущих женщин, лошадь и увозящую отца телегу. Запомнившимся событием была попытка встретить эшелон отца на станции Котельнич, когда их бригаду морской пехоты в августе 1942 г. перевозили с Дальнего Востока на фронт. Однако, встреча не состоялась и при обратном возвращении на нас (мама, её 14 – летний брат и я) в лесу напали дезертиры. Спасла лошадка, которую удалось разогнать.

Важным событием стал приезд в наше село эвакуированных ленинградцев. В нашем доме поселили энергичную женщину по фамилии Матвеева, которая стала председателем сельсовета. Учитывая наши глухие лесные места, и то, что за время войны в округе появились дезертиры, перекочевало много волков, ей приходилось в этой сложной ситуации пешком обходить деревни по занесённым дорогам, решая все организационные и хозяйственные вопросы. Запомнил, она, отправляясь в очередной поход говорила: «Меня мать заговорила или грудь в крестах или голова в кустах». После прорыва блокады Ленинграда она от нас уехала. Но в селе тогда был создан детский дом для эвакуированных из Ленинграда детей (около100 человек), который просуществовал до начала 1960–х годов. Запомнился также концерт приехавших ленинградцев в местном клубе и вкус конфетки, которой нас тогда угостили, ибо следующую конфетку я попробовал уже после войны. Помню возвращение отца из госпиталя в Чебоксарах, где он пробыл несколько месяцев. Жить стало лучше, он начал работать ветеринаром. Помню День Победы. Снег уже сошёл, в средине апреля вскрылась наша река Молома (мы всегда ходили смотреть ледоход на высокий берег). Было дождливое утро. Мы ещё спали местная женщина – почтальон стучит в окно и кричит «ПОБЕДА»! Помню слёзы на глазах мамы и папы Осенью 1945 г. пошёл в школу. Ученики в классе были разновозрастные, ленинградцы, один без руки и колхозные ребята из окрестных деревень, поэтому часто возникали ссоры и конфликты, которые учителя, однако, быстро разрешали. Сейчас это трудно представить учебники были не у всех, писали на разной разноформатной бумаге и газетах. До си пор помню, как нас первоклашекнаправили (по просьбе колхоза) рвать лён уже из промёрзшей земли без всяких рукавиц и перчаток. У льна стебель жёсткий, при изломе колется. Когда кончил 1 - й класс отличником, то в качестве подарка получил тетрадку с 12 листами линованной бумаги, ручку с пером и карандаш. Во 2 классе вручили Похвальную грамоту, которую привожу (возможно, многие об этом уже не знают).

О военном детстве и детях войны

Любил читать, хотя, конечно, электросвета тогда не было и это было не просто, а были в лучшем случае 7 и 10 (побольше) - линейные керосиновые лампы по разрешению родителей, а в классах - учителей.. Помню уже в 5 -7 классах читал при луне «Молодую гвардию» А. Фадеева, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Рождённые бурей» Н. Островского, про А.В Суворова и другие книги из школьной библиотеки. Несмотря ни на что многие учились хорошо, выделялись ленинградцы. Детдомовцев после 7 класса определяли в ремесленные и фабрично – заводские училища, Лучших из них направляли в 8 класс и техникумы.

Наш седьмой класс

Наш седьмой класс. Выпуск 1952 г., треть «детдомовцы». Автор с гармошкой.

Уже в школе обратил внимание, что мама, кроме работы, занималась хозяйством, кормила скот, топила печи и это каждый день. Поздно вечером садилась с лампой проверять школьные тетради и писать планы на завтрашние уроки. Это до сих пор не могу понять. Ведь это всё повторялось из года в год и она знала всё наизусть. Но не могла себе позволить идти на урок без свежего плана. Такие видимо были люди, которые выстояли и победили в самой жестокой и страшной в истории войне.

В школе зародилась любовь к истории, технике, физике, математике, химии. Тогда в деревнях техники было немного. 2 велосипеда на всё село и МТСовские молотилки, веялки, погрузчики и позже трактора и комбайны. Иногда кто-то проезжал на мотоцикле «Иж», ну и лесхозовские «ЗИСы» вывозящие лес, застрявший в ходе весеннего лесосплава. Многие из них, как и полуторки ГАЗ были с газогенераторами и ходили на дровах..

Возможно интересные жизненные факты - в школе услышал и узнал про В. И. Ленина и И.В. Сталина. В учебнике истории для 4 класса увидел их портреты. Но знал и неоднократно слышал ещё до школы о геройском и красивом маршале (генерале) К.К. Рокоссовском. Оказалось, что ветсанитаром с отцом работал товарищ, служивший в авиаполку, которым командовал лихой и геройский полковник В.И. Сталин. Он об этом много и с удовольствием рассказывал. Уже в классе 5 - 6 прочитал в журнале «Огонёк», что он сын вождя, генерал и командующий Московским округом ВВС. В альбоме, посвящённом Великой Отечественной войне, была фотография двух самых молодых генерал - майоров Красной Армии - В.И. Сталина и Глеба Бакланова (1-й Украинский фронт), не считая, наверное, И. Д. Черняховского, который в 38 лет стал генералом армии и командующим фронтом и маршала А.М. Василевского, ставшего за полгода из генерал – лейтенанта маршалом.

К сожалению, в нашей стране до настоящего времени не решён вопрос поддержки этого также постепенно уходящей категории граждан страны, хотя речь об этом идёт уже давно. В Москве существуют две организации «Дети войны» и «Дети Великой Отечественной войны». В первой речь идёт о детях, пострадавших во всех военных конфликтах, созданной «Единой Россией«, а во второй - о детях ВОВ, созданной КПРФ уже и в ряде регионов. Закон о «Детях войны начала разрабатываться КПРФ с 2015 года, Но пока он не принят. Поэтому льготы действуют только на региональном уровне в 20 субъектах России, в том числе и в Москве, для пожилых людей, которые были лишены детства в тяжелые военные годы, Речь идёт о ежемесячной выплате от 500 до 1000 руб., однако, с различными ограничениями для лиц, уже имеющих другие доплаты (например, Ветераны труда, инвалиды и т.д.).

Для получения названных льгот нужно знать, кто относится к категории «дети войны». Но на данный момент никакого федерального документа для получения привилегий гражданам, лишенных в военное время детства, не существует. Депутаты предлагают внести поправки в законодательство и приравнять их к группе «труженики тыла» новую группу граждан – «дети войны». В нее предлагается включить граждан родившиеся с 1928 по 1945 гг. и детей, потерявшие во время войны родителей. При этом воспользоваться льготами могут лишь граждане, не отбывающие срок в тюрьме.

Предлагаемые возможные льготы для «детей войны» при приравнивании их к «труженикам тыла». В этом случае все льготы, которые положены данной категории, смогут получать и «дети войны»: доплата к пенсии, скидки на коммунальные услуги, получение бесплатных лекарств по рецепту участкового врача, прохождение медицинского и социального обслуживания вне очереди, Бесплатный проезд в общественном транспорте.

Хотелось, чтобы эти вопросы и на Федеральном уровне и в короткие сроки были решены.

 

Предыдущая       К оглавлению       Следующая