Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.А.Айсбеков "Этапы войны и труда" Трест "Донбассэнергострой"

Трест "Донбассэнергострой"

Управляющим треста был М. К. Аристов. В состав треста входили стройки: Змиевская, Славянская, Старобешевская, Лучанская, Каменская, Криворожская, Новочеркасская, Таганрогский котельно-механический завод (построен новый гигант котлостроения) и несколько энергетических и не относящихся к энергетике объектов. Трест "Донбассэнергострой" многие годы вводил в эксплуатацию 1-1,2 млн кВт мощности - это 10-15% вводимой всем министерством.

В тресте существовал порядок распределения объектов между руководителями. Одним из моих объектов было строительное управление Новочеркасской ГРЭС. Начальником стройки был О. К. Руковицин. Это один из молодых оставшихся в системе Минэнерго СССР специалистов (кроме меня), о которых я говорил в начале. С Мироновской ГРЭС все разъехались по домам через год-два.

Новочеркасская ГРЭС почему-то шла "со скрипом", с заказчиком работать было сложно. То ли потому, что сгорел у них первый блочный трансформатор с маслохранилищем (это 90 т масла), то ли по какой-то другой неизвестной причине. Знаю точно - к этой аварии подрядчик не имел никакого отношения.

В пусковые периоды бывали на стройке заместитель министра Ф. В. Сапожников, начальник Главтеплоэнергомонтажа Д. И. Ачкасов, начальник Главюжэнерго, управляющий трестом "Донбасстеплоэнергомонтаж" П. И. Дремлюга. Однажды приехал начальник главного планово-экономического управления С. Г. Мхитарян. На одном из блоков (не помню номера) мне пришлось встреть Новый год на стройке вместе с Д. И. Ачкасовым и П. И. Дремлюгой. Однажды нам позвонили в трест с Новочеркасской ГРЭС о том, что произошла крупная авария на действующем блоке. Пока я доехал на машине (более 300 км) из министерства прибыла телеграмма, в которой обозначены были две комиссии: одна обязывалась выяснить причины аварии, вторая - ликвидировать последствия аварии, восстановить строительные конструкции. На месте мы обнаружили такую картину. Лопатка цилиндра низкого давления, каким-то образом, выскочила из своего гнезда (прошу прощения за неточность применяемой терминологии), турбина пошла в разнос, от цилиндра низкого давления остались лохмотья, а куски металла превратили кровлю в решето (отверстия были аккуратной правильной формы, что говорило о силе и скорости летевших осколков).

Один кусок металла, как потом выяснилось, весом 200 кг вылетел из машинного зала, упал в двух километрах от станции и двух метрах от будки ГАИ и ушел в землю. Экскаватором "Беларусь" нашли его на глубине 2 м. Был перебит железобетонный фахверковый ригель постоянного торца (блок был №3 или №4), а самое главное перебит был нижний пояс фермы 45-метрового пролета машинного зала. Он состоял из двух уголков 200х200 мм. Сталь была низколегированная. Площадь сечения, составила 160 см2. Это какая же должна быть сила, чтобы перебить такие уголки?

Предыдущая       К оглавлению       Следующая