Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

П.М.Окатьев "Восстановление страны после освобождения"

Восстановление страны после освобождения

Павел Михайлович ОкатьевПавел Михайлович Окатьев

Родился в 1926 г. Участвовал в восстановлении г. Брянска после разгрома немецко-фашистских захватчиков. Ветеран ВОВ. Награжден шестью медалями, в том числе "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг."

Великая Отечественная война застала меня в Кировской области, на станции Мурмаши. По окончании 7 классов средней школы, в 1941 г. я поступил работать в строительную организацию, которая вела работы по строительству вторых железнодорожных путей Киров-Котлас.

В 1943 г. после разгрома немецко-фашистских войск под Курском и Белгородом и освобождения городов Орел и Брянск вышло постановление Государственного Комитета обороны "О первоочередном восстановлении 15 русских городов", и в соответствии с этим постановлением ГКО строительная организация, в которой я работал, в ноябре 1943 г. была перебазирована из Кировской области на восстановление города Брянска (освобожден 17 сентября 1943 г.).

Когда мы прибыли в Брянск, нашему взору предстал город весь в руинах и только кое-где торчали печные трубы от сгоревших домов.

Перед отступлением немецкие войска сжигали и разрушали не только жилые дома и производственные объекты, но и железнодорожные пути. Подошвы рельс на подъездных путях были подорваны толовыми шашками через каждый метр.

Город Брянск состоит из трех частей (Брянск-I - пассажирский, Брянск-II - товарный и сам город) и является крупным железнодорожным узлом, через который обеспечивалось снабжение фронта военной техникой. Поэтому немецкое командование уделяло ему особое внимание.

Даже после освобождения города Брянска от немецко-фашистских захватчиков в 1943 г. немецкие самолеты-разведчики неоднократно появлялись над городом, а летом 1944 г. перед наступлением наших войск на Бобруйском направлении Брянский железнодорожный узел был подвергнут бомбардировке немецкой авиацией. В результате бомбардировки были разрушены железнодорожные пути и только что восстановленное вагоно-ремонтное депо.

Наша строительная организация была направлена на восстановление Брянска-I - пассажирского. Нам предстояло вести работы по восстановлению железнодорожного узла, строительству жилых домов, объектов производственного и социально-бытового назначения.

Никакого жилья для проживания строителей не было, и нам приходилось жить и работать в вагонах на колесах. Из-за недостатка подъездных путей, наши вагоны ночью нередко перегоняли с одного конца станции на другой, и нам приходилось добираться до работы несколько километров.

В военные годы первоочередное внимание уделялось обеспечению нужд фронта. Поэтому строители иногда испытывали перебои в обеспечении строительными материалами.

Для обеспечения бесперебойной работы по восстановлению и устранению недостатков в снабжении строительными материалами мы выезжали на лесоразработки для заготовки лесоматериалов. А после основного рабочего дня участвовали в разборке завалов разрушенных зданий.

Для обеспечения коллектива строителей продуктами питания, в районе станции Сельцо Брянской области, было организовано подсобное сельское хозяйство, где мы выращивали овощи и картофель.

Благодаря самоотверженному труду строителей и железнодорожников был восстановлен прекрасный город Брянск и железнодорожный узел, были построены красивые жилые и производственные здания и среди них Брянский железнодорожный вокзал.

О подписании Акта капитуляции представителями немецкого командования и празднике дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. мы узнали по радио в 2 часа ночи 9 мая 1945 г., и конечно, никто до утра не ложился спать, а днем 9 мая 1945 г. всем коллективом пошли на демонстрацию в город Брянск в честь праздника Победы.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая