Воспоминания ветеранов-энергетиков
о Великой отечественной войне

Л.И.Зеленцовский "В боях за Крым и Кавказ"

Вскоре было подтверждено, что парашютах спускались морские неконтактные мины, которые противник хотел поставить на единственном выходном фарватере из Севастопольских бухты чтобы запереть корабли эскадры в Севастополе. Но это им не удалось - попав под интенсивный зенитный огонь, самолеты врага вынуждены были маневрировать, точность метания падала, в результате лишь несколько мин были сброшены точно на фарватер. Отмечу важную роль которую сыграл изданный незадолго до начала войны приказ народного комиссара ВМФ СССР адмирала Н. Г. Кузнецова о повышении готовности флота к отражению нападения любого противника. Этим приказом, в частности, разрешалось немедленно, без всяких дополнительных согласований и разрешений, открывать огонь по любым неопознанным самолетам, нарушающим морские и сухопутные границы в зоне действия флота. В исполнение этого приказа, огонь по самолетам противника был открыт практически сразу после их обнаружения.

На следующий день нашу морскую практику отменили, мы вернулись в училище и продолжили обучение. Программы обучения резко изменились, были внесены коррективы в целях более глубокого изучения оружия, использования артиллерии в отражении возможного нападения противника, как с моря, так и с суши, а также тактики пехоты. Увеличилось количество часов занятий, с понедельника по субботу-10 часов лекций и практических занятий, вечером - 4 часа обязательной самоподготовки. В воскресенье, в первой половине дня походы и другие тренировки. Кроме того, по приказу командующего флотом курсанты нашего 2-го курса несли боевое дежурство (одна ночная вахта в трое суток) у зенитных средств ПВО на береговых батареях главной базы флота. В день выхода на боевое дежурства число учебных часов сокращалось до 8 часов, а на следующий день нам давали спать до обеда, после чего следовало 6 часов занятий и 4 часа самоподготовки. Почти каждую ночь появлялись немецкие самолеты, во время боевых дежурств мы отражали эти налеты из ДШКа, счетверенных пулеметов установленных на позициях батарей. Я был наводчиком на батарее БС-14, защищавшей вход в Стрелецкую бухту. Курс немецких самолетов проходил прямо через позиции этой батареи, и самолеты, летя на низкой высоте, попадали под наш огонь, в свою очередь, их летчики старались подавить наши огневые средства. Стреляя трассирующими, мы видели как наши трассы, попав в самолет, отскакивали от него, это говорило о том, что наши пули достигали цели, т. е мешали летчикам лететь строго по курсу, и это вынуждало самолеты часто менять его, сброшенные мины не попадали в нужные места, а падали далеко в море или на отмелях у берега. Иногда мы несли потери, были раненые, так как наши средства ПВО были открытыми установками, не защищенными броней.

В начале июля 1941 г. курсанты нашего курса подали рапорты с просьбой отправить нас на действующие корабли или на сухопутный фронт. Нас построили и объявили: "Рапорты писать прекратить, командование знает, что надо делать; надо будет - отправят без ваших просьб. Сейчас главная задача ускоренно научиться хорошо управлять огнем".

В конце октября 1941 г. после тяжелых боев, немцы прорвали нашу оборону на Перекопе, и вошли в пределы Крыма. Над Севастополем, главной базой Черноморского флота нависла опасность. Сухопутных войск в Севастополе не было, они все защищали Перекопский перешеек, для помощи им из Севастополя было направлено большое количество матросов и офицеров из состава флота

Вечером 29 октября 1941 г. раздался сигнал "Большой сбор" , по которому мы построились, с табельным оружием, на плацу училища. Комиссар училища полковой комиссар Б.Е. Вольфсон зачитал обращение Военного совета Черноморского флота, в котором ставилась задача - любыми силами защитить Севастополь, продержаться 4-5 дней до подхода сухопутных войск и прибытия помощи из кавказских портов. Город Севастополь объявлен на осадном положении.

Мы получили сухой паек, дополнительное вооружение и боеприпасы (патроны, гранаты, 50-мм мины) , погрузились на плавсредства, и переправились на Северную сторону. Двигаться дальше нам предстояло пешком, поскольку значительная часть автомашин еще ранее была отправлена на Перекопский перешеек, для укрепления обороны Крыма (я в тот отъезд училищных автомашин на Перекоп нес службу помощником дежурного по училищу и участвовал в организации их выезда, поэтому хорошо это помню). В училище оставались только те автомашины, которые использовались качестве тягачей для орудий училищной76-мм батареи, в минометной роте - для 107-мм минометов и в пулемётной роте для перевозки станковых и ручных пулемётов. Они были полностью загружены бойцами, боеприпасами и оборудованием этих подразделений, так что места для нас, курсантов стрелковых рот на машинах не было.

После высадки в бухте Голландия, мы двинулись походным маршем в направление г. Бахчисарай, для занятия боевой позиции по реке Кача. Наш взвод переправился первым и и двигался впереди, выполняя функцию боевого охранения на марше батальона. За ночь с 29 на 30 октября мы совершили 35-километровый пеший переход. Для некоторых курсантов нашего взвода он был очень непростым, они отставали. Более крепкие ребята помогали им нести груз. Замечу, что переход хоть и был тяжелым, но не был чем-то исключительным, это была нормальная, уставная процедура в боевых действиях пехоты. Для нашего курса это был не первый длинный переход - еще раньше, в процессе обучения, в рамках курса «Тактика пехоты», мы совершили два учебных пеших похода с полной выкладкой, на тридцать шесть километров с одним привалом после 18-ти километрового пути из училища и тем же путём обратно. На привале второго похода был разыгран учебный бой со стрельбой холостыми патронами. Мы заняли оборону, нас атаковали пехотинцы по вспаханному полю. После учебного боя мы спросили пехотинцев, сколько километров они прошли до начала атаки. Их командиры отвечали: «По карте – примерно 60 километров». На нас эта цифра произвела сильное впечатление.

30 октября 1941 г., утром, наш взвод сходу перешел мост через реку Кача и занял рубеж обороны на правом берегу. Позже вся наша рота перешла на правый берег и заняла позицию передового оборонительного рубежа батальона. Во второй половине дня все подразделения курсантского батальона завершили переход и начали оборудовать свои боевые позиции на левом берегу, на двух господствующих над местностью высотах, вдоль р. Кача, у железной и шоссейной дорог, перекрыв, таким образом, пути от Бахчисарая на Севастополь через Мамашай, Балаклаву и со стороны Ялты. На занятых позициях мы приступили к рытью окопов, траншей. У двух курсантов, которые шли мимо нас с обычными лопатами, я спросил, где они нашли эти лопаты. Один из них ответил, что на машине и показал в сторону дороги. Я послал одного курсанта взять несколько лопат для нашего отделения, но он вернулся без лопат и доложил, что машина уже ушла. Я свой окоп на первой линии обороны вырыл малой сапёрной лопаткой - другого шанцевого инструмента по табелю вооружения бойцам пехотных частей, участвующих в боях, не предусмотрено. Некоторым повезло больше, часть курсантов землю не рыли, а заняли недостроенные кем-то ячейки окопов.

Утром 31 октября мы продолжили земляные работы. В результате окопы мы отрыли полного профиля, но траншеи были недостаточно глубокие и пригодные, на отдельных участках, только для передвижения "по-пластунски", т.е. ползком. Распределив подразделения на линии обороны, командиры особенно тщательно перекрыли огнем "мертвые зоны", по которым противник мог бы просочиться, не попадая под наши огневые воздействия. Со всеми бойцами детально повторили еще раз способы использования связок гранат и бутылок с горючей смесью в случае прорыва танками противника нашей обороны.

Мы ожидали, что по перекрытой нами дороге в Севастополь будут отходить с перекопских позиций наши войска, которые будут обязаны оставить на нашей передовой линии боеприпасы, гранаты, автоматическое оружие и тем самым усилят наши позиции К нашему сожалению, этого не происходило. . как мы узнали позже, немецкие войска опередили их и не позволили им воспользоваться этим путём отхода.

31 октября, ближе к середине дня, нас, группу курсантов из разных отделений собрали рядом с одной из траншей. К нам обратился лейтенант Л.А. Ашихмин. С ним мы хорошо знали друг друга по довоенным временам – Ашихмин был начальником физподготовки училища и лично тренировал команду училища по эстафетному бегу, в которую я входил. Ашихнин объявил, что мы отправляемся в разведку и пояснил боевую задачу - обнаружить местонахождение противника, определить его силы и намерения, в бой не вступать.

Предыдущая       К оглавлению       Следующая